Согласно регламента Концепции Ранней помощи учреждения выявляют детей в возрасте до 3 лет, потенциально нуждающихся в ранней помощи не только в медицинских организациях, но и услугах организаций социальной сферы и образования. Врач при этом даёт родителям направление специальной формы и дополнительную информацию о поставщиках услуг ранней помощи в этих учреждениях. Направление регистрируется в специальном журнале.
К потенциально нуждающимся в получении услуг ранней помощи относятся:
Дети – инвалиды от 0 до 3 лет
Дети, не имеющие инвалидности, но имеющие стойкое нарушение функций организма или задержку развития
Дети от 0 до 3 лет, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребёнка
После обращения в наше учреждение, специалист по социальной работе проводит анкетирование родителей об общем состоянии их ребёнка. Так как Центр не располагает компьютерным программным обеспечением по ранней помощи, то обработка данных проводится в АУ ВО «Парус Надежды». Согласно обработанным данным, разрабатываются программы ранней помощи и проводятся коррекционные занятия со специалистами Центра. В реабилитационном центре проводится работа по коррекции отклонений в развитии детей согласно направлению врача и последующей психолого-педагогической диагностики.
После реабилитационных корректирующих мероприятий и заключения психолого-педагогического консилиума даются рекомендации для родителей/законных представителей и детских учреждений образования (по запросу) по дальнейшей профилактической и коррекционной работе с данным ребёнком.
Раннее выявление и коррекция проблем в развитии ребенка дает возможность:
- оказать своевременную помощь
- предупредить появление дальнейших отклонений в развитии
- своевременно скорректировать уже имеющиеся трудности
- достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития
- обеспечить максимальную реабилитацию детей
- провести успешную интеграцию
Результаты реализации программы ранней помощи это:
Повышение собственной активности и вовлеченности ребенка в ЕЖС
Улучшения в области социальных взаимодействий как ребенка, так и в целом семьи
Родители начинают понимать сильные стороны и особые потребности ребенка
Родители создают для ребенка безопасную, принимающую среду, чутко откликаясь на его сигналы
Семья ощущает поддержку
В 2024 году основными направлениями работы службы ранней помощи стали:
1. Обучение – информирование родителей (законных представителей), направленное на предотвращение возникающих проблем в воспитании и развитии детей раннего и возраста;
2. Консультирование – информирование родителей о физиологических и
психологических особенностях развития ребёнка;
3. Диагностическая помощь в выявлении причин нарушений в развитии, социальной адаптации и выработки рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка;
4. Совместные занятия с детьми раннего возраста и их родителями;
5. Мастер-классы, тренинги, практические семинары для родителей (законных представителей).
В процессе работы поэтапно реализовались следующие задачи:
- Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
- Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
- Формирование у семей, имеющих детей с проблемами в развитии,
позитивного отношения к ранней помощи.
- Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.
Специалистами Службы ранней помощи педагогом - психологом, учителем - логопедом, специалистом по социальной работе, социальным педагогом разработан годовой план по работе с семьями, воспитывающими детей раннего возраста, а для работы с детьми составляется расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, на которых обязательно присутствует мама или другой значимый для ребенка взрослый.
Контингент детей в данном учебном году подобран на основании личного обращения родителей и по направлениям от медицинских учреждений.
В 2024году в Центр обратилось 54 семьи, в которых воспитываются дети (57 человек) в возрасте от 0 до 3 лет, нуждающиеся в услугах ранней помощи. Из них 41 семья – впервые, 13 семей повторно.
До 1 года - 13 детей;
1 год - 16 детей;
2 года - 11 детей;
3 года – 17 детей.
Из них 10 детей имеют инвалидность, 47 детей с ОВЗ.
Три ребенок получил инвалидность впервые.
Всего проведено 149 консультаций.
При первично обращении семьи в Службу ранней помощи предлагается заполнить анкету развития ребенка по шкале KIDS, затем проводится психолого - педагогический консилиум, на котором проводится диагностика психического и речевого развития ребенка.
Результаты проведенной диагностической работы используются при планировании групповой и индивидуальной работы с детьми; при составлении индивидуальной программы развития.
Оценка психического и речевого развития проводилась по следующим параметрам:
- уровень развития мелкой моторики;
- уровень развития сенсорного восприятия;
- уровень сформированности внимания;
- уровень развития памяти;
- уровень развития словесно-логического мышления;
Из беседы с родителями выявляется уровень развития игровой деятельности, навыков самообслуживания и социализации ребенка.
Для каждого ребенка на основе результатов диагностики были
разработаны индивидуальные программы ранней помощи, в процессе
реализации которых, специалистами осуществлялся контроль за развитием
каждого ребенка и при необходимости вносились коррективы. Содержание индивидуальных занятий предусматривает развитие продуктивного взаимо-действия, познавательной деятельности, высших психических функций, по-нимания речи и речевого подражания, коррекцию речевых нарушений у детей, развитию двигательной сферы у детей, формированию положи-тельного эмоционального фона. Все занятия специалисты проводили с обязательным участием родителей (законных представителей). В процессе проведения индивидуальных игровых сеансов проводилось обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком. Педагоги показывает родителям развивающие игрушки, учебные пособия, детские книги, подсказывает, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, особое внимание обращается на их соответствие возрасту ребенка.
С родителями (законными представителями) детей, посещающих Службу ранней помощи, были проведены следующие мероприятия:
- индивидуальные беседы с целью получения информации о семейном микросоциуме ребенка, об особенностях раннего периода развития, консультации: «Показатели нервно- психического развития ребенка», «Принятие «особого» ребенка», «Учимся взаимодействовать», «Какие игрушки нужны Вашему ребенку», « Как организовать развивающую среду в домашних условиях», «Как заниматься с ребенком дома», «Учим навыкам самообслуживания», а также индивидуальные консультации родителей (по их запросам);
- Практикум: «Играем вместе» проходил на каждом занятии, а полученные знания и навыки дают возможность родителям правильно организовать жизнь детей дома, взаимодействовать с ребенком на положительном эмоциональном уровне.
Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители посещают консультации, тренинги, занятия с ребенком, результатом такого педагогического взаимодействия становится высокая заинтересованность, компетентность родителей в воспитании своего ребенка. Педагогические навыки родителя способствуют правильному раннему развитию ребенка.
Очень важно, что у родителей появляется интерес к воспитанию их детей. Часто возникают дискуссии по инициативе родителей, они стремятся к индивидуальному общению с педагогом, их начинают интересовать вопросы, касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Иногда родители признают ошибочность некоторых своих методов воспитания.
Такой подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность - показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста.